Методические рекомендации «Организация дистанционного образования детей с нарушениями речи дошкольного возраста: режим и гигиена»

  1. Дистанционное образование (от лат. distantia — расстояние) давно и прочно вошло в практику мирового и российского образования, в том числе, и дошкольного. Это международный термин, который обозначает целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием детей, находящихся в отдалении от образовательного учреждения. Дистанционное образование осуществляется в самых различных формах и их сочетаниях с применением компьютерных технологий и других современных средств коммуникации.
  2. Дети с нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Для полноценного развития и коррекции имеющихся недостатков им необходима специальная логопедическая помощь. В Российской Федерации широко распространена система оказания логопедической помощи и психолого-педагогической поддержки детям с речевыми нарушениями в дошкольных образовательных организациях компенсирующего и комбинированного видов, психолого-медико-педагогических центрах, логопедических кабинетах при детских поликлиниках и т.д. Образование и коррекция недостатков речи осуществляются в соответствии с ПрАООП дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (http://fgosreestr.ru/?fbclid=IwAR2-f6ALUENR5x7ViZ1kAb78jLb7wOELO5rPiq79tNdH9iqqKt1My-kW7yY).

Программа включает общеобразовательный раздел и коррекционный, а также описание условий, принципов, методов, планируемых результатов образовательной деятельности, рекомендации по режиму дня и учебной, физической и другой нагрузке для детей.

Еще одним важнейшим документом, в соответствии с которым выстраивается коррекционно-образовательный процесс, является  СанПиН 2.4.1.3049-13 (для ДОУ) https://zpp.guru/uslugi/sanpin-dlya-detskix-sadov/

Коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она проводится в комплексе, включающем лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Это предполагает участие в коррекционно-образовательном процессе разных специалистов: врачей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, а также активное привлечение родителей детей.

В условиях дистанционного образования коррекционно-образовательный процесс для детей с нарушениями речи претерпевает широкую трансформацию, так как ребенку необходимо получать занятия как общеразвивающей, так и коррекционной направленности. Этот фактор может оказать серьезное влияние на динамику развития ребенка с речевыми нарушениями, в связи с тем, что:

 — меняются условия получения коррекционного образования, психолого-педагогической поддержки;

— ребенок осваивает новые средства обучения, подачи материала, его освоения, закрепления и контроля;

 — увеличиваются требования к дисциплине, ответственности, работоспособности, произвольной сфере маленького ученика;

 — меняется статус родителя в коррекционном процессе (родитель-помощник // родитель-учитель);

 — ребенком по-новому осмысливается роль специалиста (дефектолога. логопеда, психолога, воспитателя, музыкального, физкультурного руководителя), который ведет с ним занятия в дистанционном режиме.

Данные изменения могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на результативность и успешность коррекционного процесса.

Нельзя не учитывать и тот фактор, что на сегодняшний день не существует достоверных исследований и данных об эффективности дистанционного образования, его влияния на развитие и здоровье детей дошкольного возраста.

Дети с речевыми нарушениями, как правило, имеют разной степени выраженности неврологические заболевания, среди них много часто болеющих детей, а также детей с особенностями психического развития. И самый, пожалуй, главный фактор – это возраст детей. Даже при грамотном обучении и воспитании у дошкольников к 7 годам только начинают формироваться предпосылки к учебной деятельности.

Поэтому в условиях вынужденной тотальной изоляции (длительное нахождение в стационаре, карантин, пандемия, природные катаклизмы, катастрофы и проч.), когда дистанционное образование является вынужденной и единственной формой обучения, развития и коррекции детей с речевыми нарушениями, актуальным является принцип Гиппократа «не навреди».

Организующим средством обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями в дистанционной форме является охранительный (щадящий) коррекционный режим.

  • Понятие охранительного коррекционного режима в современных условиях.

Для благополучного развития и роста ребенка в дошкольном возрасте большое значение имеет соблюдение режима дня, грамотного соотношения образовательной, игровой, художественной, физической и др. видов деятельности. В группах для детей с ТНР обязательным условием является соблюдение охранительного режима.

Как указывают Е. А. Екжанова, Е. А. Кулешова, Е. А. Стребелева, «охранительный коррекционный режим – это порядок и условия содержания больных, предусматривающие максимальное устранение факторов, действующих отрицательно на их психику. Соблюдение охранительного коррекционного режима, что предполагает заботу о сохранении и укреплении здоровья детей. Организация охранительного режима предусматривает: снижение перегруженности организма; постоянную смену деятельности на протяжении всего дня, недели и внутри совместной деятельности; соблюдение гигиенических требований; обеспечение отдыха ребенку в ходе образовательной деятельности и в ее промежутках; чередование сложных заданий с менее сложными заданиями и совсем простыми по выполнению; снятие возбуждения и напряжения в начале и в конце образовательной деятельности; достаточное пребывание на свежем воздухе и полноценный дневной сон; проведение консультативной работы с родителями по соблюдению охранительного режима в домашних условиях» http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10999/2/2019Reshetnikova.pdf

Основные требования к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса детей дошкольного возраста изложены в СанПиН 2.4.1.3049-13.

Организуя дистанционное обучение ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи необходимо понимать, что привычный режим дня должен быть по возможности сохранен, чтобы избежать излишней невротизации, отказа от занятий, психологических срывов. Большая ответственность ложится на родителей: подготовить ребенка к занятию, обеспечить техническую поддержку, стимулировать к активной работе с учителем-логопедом в он-лайн режиме.

  • Гигиенические требования к проведению занятий с ИКТ.

Занятия с использованием компьютера в старшем дошкольном возрасте могут иметь максимальную продолжительность до 15 мин, поэтому материал специалист должен структурировать таким образом, чтобы за время он-лайн занятия решить главные образовательные задачи. Остальные задачи могут быть решены при помощи родителей под руководством учителя-логопеда (консультации, рекомендации).

Возможная модель организации занятий с детьми с речевыми нарушениями в ходе дистанционного обучения может быть представлена следующим образом:

  • 2 групповых / подгрупповых фронтальных логопедических занятия в неделю по скайпу в соответствии с календарно-тематическим планом (по формированию связной речи; по формированию лексико-грамматических средств языка; по формированию произношения) (9.00 – 9.15) Присутствие родителя рядом с ребенком обязательно.
  • 2 индивидуальных логопедических занятия по скайпу с учителем-логопедом в неделю: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа, коррекция лексико-грамматического строя речи, совершенствование связной речи, автоматизация поставленных звуков. (10.00 – 10.15) Присутствие родителя обязательно (техподдержка, освоение содержания логопедического занятия, получение индивидуального задания).
  • 1 групповое / подгрупповое фронтальное занятие воспитателя по познавательному развитию (либо другой образовательной области) в неделю по скайпу в соответствии с календарно-тематическим планом (9.00 – 9.15) Присутствие родителя рядом с ребенком обязательно.

Остальные занятия должны быть представлены в виде рекомендаций для родителей с подробным планом проведения, ссылками на необходимые дидактические игры, пособия, логопедическую литературу.

При проведении он-лайн занятия необходимо соблюдать меры гигиены: зрительная гимнастика на 5-6 минуте занятия, динамическая пауза на 9-10 й минуте занятия.

Родители должны контролировать правильность осанки ребенка, расстояние до экрана, угол наклона экрана, освещение.

Родителям необходимо следить за правильностью речи ребенка, своевременно вносить коррективы в ответы, следовать указаниям учителя-логопеда.

  • Рекомендации по проведению занятий с использованием ИКТ.

Гигиенические нормы при организации занятий с использованием ИКТ для детей дошкольного возраста.  

Максимальная одноразовая  длительность работы:

Для детей 6 лет 1 -2 групп здоровья      15 минут в день

Для детей  6 лет 3 группы здоровья       10 минут в день

Для детей 5 лет  1 – 2 группы здоровья   10 минут в день

Для детей 5 лет 3 группы здоровья          7 минут в день

Для детей 6 лет, относящихся к группе риска

по состоянию зрения     — 10 минут в день

Для детей 5 лет, относящихся к группе  риска по состоянию зрения         —  7 минут в день

В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.

Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера:

— первая половина дня – нормативна;

— вторая половина дня – допустима, но занятие следует проводить в период второго подъёма суточной работоспособности, в интервале от 15ч.30 мин. до 16ч.30мин., после дневного сна и полдника.

Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 6 лет – 2 раза в неделю.

Рекомендуемые дни недели для занятий с применением ИКТ — вторник, среда, четверг – оптимальные; понедельник – допустимый.

В пятницу прибегать к обучению с использованием ИКТ нежелательно, т.к. происходит резкое снижение работоспособности в силу накопившейся недельной усталости.

Недопустимо проводить занятия с компьютером во время, отведённое для прогулок и дневного отдыха.

Интернет-ресурсы

  1. https://dohcolonoc.ru/cons/1514-rekomendatsii-dlya-pedagogov-po-ispolzovaniyu-informatsionno-kommunikatsionnykh-tekhnologij-ikt-tekhnicheskikh-sredstv-obucheniya-v-dou.html
  2. http://social-orthodox.info/pages/5_6_distancion_obuch_opred.htm
  3. http://srsc44cr.ucoz.ru/roditelyam/distancionnoe_obuchenie_detej_s_ovz.pdf
  4. https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatiyah-distantsionnoe-obuchenie-i-distantsionnoe-obrazovanie/viewer
  5. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42455446
  6. https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/262127942