Методические рекомендации по применению различных приемов с лицами с задержкой психического развития

Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контроля своих действий. Это успешно достигается при тщательном соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключая возможность незавершения начатых ребенком действий.
Коррекционное занятие «От улыбки станет всем светлей»
Цель: обучение детей различать эмоции, формирование навыков взаимопомощи, обучение рефлексии собственных чувств и переживаний.
В начале занятия звучит песня «От улыбки станет всем светлей». 1. Упражнение «Зеркало» — формирование позитивного эмоционального настроя, знакомство с эмоцией «Радость» Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!» После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

  1. Игра «Я радуюсь, когда…» — рефлексия ситуаций в которых ребёнок радость, обучение осознаванию собственных чувств и эмоций. Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда…» Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» (Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.)
  2. Этюд «Мальчик, который хотел порадовать свою маму» — формирование личности, социальных отношений.
    Педагог обращает внимание детей на то, что человек может улыбаться и радоваться не только тогда, когда ему что-то подарили или выполнили какоето его желание, но и тогда, когда он сам сделает для другого что-то хорошее. В подтверждение своим словам педагог читает рассказ: «Жил-был на свете мальчик Саша. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело и ничего не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли ее сынок. Однажды Саша ждал маму с работы и от нечего делать ходил по дому. Забрел на кухню и …. увидел в раковине много грязной посуды. «Мама придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть эту гору посуды», — подумал Саша. – «Может, я справлюсь с этой работой?» И он попробовал. Когда пришла мама, радостный Саша повёл ее на кухню. «Посмотри, мама, я сделал тебе подарок», — и показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: «Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!» А Саша тоже улыбался – оказывается, так приятно доставить кому-то радость». После чтения рассказа педагог предлагает каждому ребенку по очереди вспомнить и рассказать, как он помогает маме (папе, родственникам, знакомым), что он умеет делать, и чему хочет научиться. Что ребёнок может сделать сегодня, чтоб порадовать своих близких.
  3. Подведение итогов: Чем запомнилось занятие. Что обсуждали на занятии. Чем понравилось/ не понравилось занятие.