В случае любого конфликта вполне понятно, что для успешной жизнедеятельности и развития личности всех участников конфликта, он должен быть обязательно эффективно разрешен.
Это диктует острую необходимость выявления причин конфликта в детско-родительских отношениях и их устранения. Без этого невозможно эффективно разрешить конфликт, т.е. не допустить его повторения. Практика показывает, что эти причины могут быть самыми разными, поскольку конфликты между родителями и детьми могут возникать под действием целого ряда психологических факторов.
Анализ психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме позволяет сделать следующий вывод. Психологи выделяют целый ряд психологических факторов (причин) конфликтов в отношениях родителей и детей.
Во-первых, к причинам конфликтов между родителями и детьми относят тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.
Вполне понятно, что дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
Во-вторых, к причинам или факторам конфликтов между родителями и детьми относятдеструктивность семейного воспитания. Его чертами, как правило, являются следующие характеристики:
- разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
- противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
- опека и запреты во многих сферах жизни детей;
- повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений [2,4].
Данные черты выражаются в разнообразных ошибках воспитания. Наиболее распространенной в нашей стране классификацией отклонений в стилях семейного воспитания является классификация А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер. Авторами были выделены следующие отклонения в стилях семейного воспитания . [5; 8]
- Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности;
- Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов;
- Воспитание по типу «кумир семьи»;
- Эмоциональное отвержение;
- Повышенные моральные требования;
- Непрогнозируемые эмоциональные реакции;
- Жестокость;
- Противоречивое воспитание.
Перечисленные ошибки воспитания внутри семьи приводят к разнообразным проблемам воспитания, таким как [5]:
- тревожность, страхи у ребенка;
- высокий уровень агрессивности ребенка;
- низкая адаптация к группе сверстников;
- низкая адаптация к школьным требованиям;
- негативизм одного или обоих родителей;
- систематические нарушения правил и норм поведения.
Безусловно, данные проблемы сопровождаются конфликтами. При этом конфликты могут носить явный, так и скрытый (латентный) характер. Перечисленные проблемы влекут за собой появление еще одного фактора конфликтов между родителями и детьми – личностного фактора, поскольку среди личностных особенностей детей, способствующих возникновению конфликтов, называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, Упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п.
Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п [2, 4].
Справедливости ради необходимо отметить, что упрямство и эгоцентризм, непослушание может быть вызвано возрастным кризисом – еще одной причиной детско-родительских конфликтов.
Возрастной кризис — переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства.
Детские психологи выделяют следующие возрастные кризисы детей:
- кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
- кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);
- кризис 6—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
- кризис пубертатного периода – сексуального созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12—14 лет);
- подростковый кризис 15—17 лет [3, 6].
Как показывает практика, наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:
- конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
- конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);
- конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
- конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой) [7].
Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:
- реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
- реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
- реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий) [2, 4].
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Причины детско-родительских конфликтов – это взаимные ошибки во взаимоотношениях Возникает вопрос: как их избежать? Другими словами, как снизить конфликтность детско-родительских отношений.
Детско-родительские конфликты: профилактика
Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми психологи [2, 4, 5] называют следующие четыре направления.
- Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.
- Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.
- Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.
- Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.
Данные направления должны реализовываться в совокупности друг с другом. Только объединение перечисленных направлений может привести к эффективному снижению конфликтности отношений.
В целом же родителям для снижения конфликтности в отношениях с ребенком может быть рекомендовано следующие [2, 4, 5]:
- всегда помнить об индивидуальности ребенка;
- учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
- стараться понять требования маленького ребенка;
- помнить, что для перемен нужно время;
- противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
- проявлять постоянство по отношению к ребенку;
- чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив; одобрять разные варианты конструктивного поведения;
- совместно искать выход путем перемены в ситуации; уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;
- ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;
- дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;
- логически разъяснять возможности негативных последствий; расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
- учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.
Учет перечисленных рекомендаций позволит установить родителю доверительные отношения с ребенком. Более того, они помогут установить и сохранить авторитет родителя в глазах ребенка.
Заключение
Подведем некоторые итоги всему вышесказанному…
Безусловно, как и любое воздействие на личность, семейное воспитание может носить как позитивный, так и негативный характер.
Повышенная конфликтность детско-родительских отношений – это один из аспектов негативного влияния семейного воспитания, специфика которого определяется самой природой семьи как группы людей, имеющих между собой кровные родственные связи. При этом приоритетная роль в разрешении конфликтов с ребенком отдается родителю.
Сами же конфликты между родителями и детьми, чаще всего, возникают из-за: типа внутрисемейных отношений, деструктивности воспитания, выражающейся в различных ошибках воспитательного воздействия (например, эмоциональное отвержение), возрастного кризиса ребенка, личностного фактора, т.е. свойств и качеств личности, как ребенка, так и родителя. Если говорить о профилактике конфликтов в рамках системы отношений «ребенок-родитель», то в целом она должна быть направлена на нивелирование взаимных ошибок при взаимодействии ребенка и родителя.
Список литературы
- Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб., 2004.
- Анцупов А. Я., Шипилов. А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М., 2002.
- Глоссарий по возрастной психологии и психологии развития / Сост. О. А. Рудей. — Екатеринбург, 2004.
- Давлетчина С.Б. Конфликтология. Учебное пособие по элективному курсу для студентов заочной формы обучения. — Улан-Удэ, 2005.
- Малкина-Пых И. Г. Семейная терапия. – М., 2005.
- Немов Р. С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. — М., 2003. — Ч. 1.
- Соколова Е.А. Влияние межличностного конфликта на эффективность взаимодействия педагога с коллективом старшеклассников: Дис… канд. психол. наук. — М., 1992.
- Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. – Изд. 3-е. – М.; Екатеринбург, 2007.